Напомним, попытка остановить машину с пьяным водителем закончилась гибелью девушки.
Полиция практически завершила служебную проверку в отношении инспекторов ДПС, которые участвовали в погоне за нарушителем в ночь с 5 на 6 августа. Напомним, попытка остановить машину с пьяным водителем закончилась трагически. Нарушитель на огромной скорости въехал в такси, пассажирка которого — девушка 23 лет — погибла от полученных травм. Самого виновника ДТП тоже доставили в больницу, из которой он сбежал. Однако спустя некоторое время его задержали в квартире приятеля.
Оказалось, что на счету мужчины еще одно преступление — причинение вреда здоровью, которое он совершил в Ялуторовске.
Ситуация активно обсуждалась тюменцами в соцсетях и на форумах. Мнения разделились — кто-то обвинял в случившемся сотрудников ГИБДД, которые не смогли вовремя остановить опасный автомобиль и позволили ему въехать в город. Чтобы поставить точку в спорах, УГИБДД области разместило в СМИ видео погони, из которого ясно, что экипаж ДПС даже не смог приблизиться к нарушителю, ведь сама поездка длилась всего три с половиной минуты.
Чтобы разобраться в ситуации и понять, был ли хоть один шанс остановить пьяного водителя, Госавтоинспекция пригласила независимых экспертов — призера чемпионатов Европы и Всемирных игр среди полицейских по стрельбе из боевого оружия Виктора Филиппова, заведующего кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ТИУ Дмитрия Захарова, а также председателя общественного совета при УМВД области Александра Петрушина. К обсуждению подключился и бывший начальник региональной Госавтоинспекции Геннадий Лоточкин. Они изучили все материалы и сделали свои выводы, которыми поделились сегодня с журналистами в рамках круглого стола.
Почему полицейские не стреляли?
Лучший стрелок из боевого оружия в мире Виктор Филиппов внимательно посмотрел видео погони и заявил, что в этой ситуации он бы даже не пытался стрелять. «На это есть несколько причин, — пояснил чемпион. — Во-первых, невозможно предсказать, как поведут себя автомобили во время выстрела. Патрульная машина может подскочить на кочке, и пуля уйдет не туда. Смещение всего на один миллиметр от цели дает разброс около 40 метров. Это значит, что вероятность попадания по машине нарушителя в таких условиях минимальна. Зато пуля может отрикошетить или попасть в случайного прохожего. Во-вторых, даже если попасть в цель, машину начнет заносить в сторону пробитого колеса, и скорее всего она перевернется из-за большой скорости.
В данном случае нарушителя преследовали по центральной улице города, где было достаточно много машин. Последствия применения оружия в такой ситуации могли быть очень серьезными. В-третьих, не рекомендуется открывать огонь, если вы сзади. Лучше поравняться с машиной и только тогда стрелять с расстояния до 15 метров — чем ближе, тем лучше".
Почему инспекторы не остановили нарушителя до въезда в город?
Ученый Дмитрий Захаров также внимательно изучил видео и учел технические характеристики автомобилей, участвовавших в погоне. «Пять секунд прошло между моментом, когда нарушитель пронесся мимо инспекторов, и тем, когда патрульный автомобиль пустился в погоню. Путь, который преодолели машины составил 8 км 100 метров. Средняя скорость патрульной машины после разгона составила 146 км/ч. Расстояние от места, где началась погоня, до жилой застройки — 4 км 100 метров. Чтобы догнать нарушителя до жилых домов, экипаж ДПС должен был двигаться со скоростью 175 км/ч. Учитывая, что инспекторы ехали на „Форд Фокус“, их автомобиль должен был работать на пределе своих возможностей. Если брать во внимание то, что погоня происходила в городе, где есть другие участники движения, развить такую скорость было просто невозможно. Также нужно понимать, что „Ниссан“ нарушителя имеет гораздо больший объем двигателя, а следовательно, и скорость разгона — всего 8 секунд, в отличие от „Форда“, скорость разгона которого составляет примерно 11−12 секунд».
Почему на помощь экипажу не пришли другие патрули ДПС?
По словам Андрея Филинова, заместителя начальника УГИБДД области, ежедневно на дороги выезжает 12−14 экипажей, которые распределяются по разным районам города. «Когда происходят такие погони, информация поступает в дежурную часть, и силы перебрасываются туда, где нужна помощь, — говорит он. — Однако не всегда удается быстро добраться до места назначения. А здесь счет шел на минуты. Еще один момент — обычно те, кто хочет уехать от инспекторов, пытаются сделать это по дворам, по узким проулкам, а этот водитель ехал прямо по центральной улице на огромной скорости. Необычное поведение. Чем оно было обусловлено, мы не знаем». Судя по видео, один из экипажей ДПС все-таки добрался до ул. Тульской, однако предотвратить аварию не удалось.
Почему виновник ДТП сбежал из больницы?
Председатель общественного совета при УМВД области Александр Петрушин считает, что именно в этом моменте вскрылось слабое место правоохранительной системы — несогласованность действий разных подразделений. «Инспекторы свою работу сделали, — считает Александр Антонович. — То, что виновник аварии ушел из больницы, вина других сотрудников, в отношении которых тоже, кстати, проводят служебную проверку. Справедливости ради хочу отметить, что беглого водителя нашли довольно быстро. Это значит, что полицейские некоторых подразделений хорошо работают. Меня больше волнует другое — почему общественность набросилась на инспекторов, а не на самого нарушителя. Ведь это он сел за руль пьяным и устроил ДТП, он пытался избежать ответственности. По-моему, здесь произошло смещение понятий».
С Александром Петрушиным согласен и бывший начальник областной Госавтоинспекции Геннадий Лоточкин. «Когда это случилось, я находился в отпуске и за происходящим следил по соцсетям, — рассказал он. — Конечно, случай трагический. Но я могу вам точно сказать — по каждой такой истории разбираются отдельно. Когда я был начальником ГИБДД, я лично разбирался по каждому случаю применения оружия инспекторами. Во всех этих случаях сотрудники стреляли с расстояния, которое не превышало 15 метров. Здесь речь идет о совершенно других условиях. Уверен, если бы у инспекторов была возможность догнать и остановить нарушителя, они бы догнали и остановили. Это совершенно точно. Экипаж действовал правильно».
С начала года за невыполнение законных требований инспекторов ДПС было возбуждено более 230 дел в отношении водителей. По статистике ГИБДД области, каждый восьмой водитель игнорирует требования инспекторов остановится. В таких случаях полицейские обязаны начать преследование. Большинство погонь заканчивается задержанием нарушителя.